1. Мин Тан Гун (明堂宫)- «Дворец Светлого зала».
2. Дун Фан Гун (洞房宫)- «Дворец Пещерных покоев».
3. Дань Тянь Гун (丹田宫)- «Дворец Киноварного поля».
4. Люй Чжу Гун (流珠宫)- «Дворец Плавающей жемчужины».
5. Завершает ряд Юй Ди Гун (玉帝宫)- «Дворец Яшмового императора».
В верхнем ряду на один цунь выше нижнего ряда начиная с уровня Мин Тан Гун спереди назад находятся:
6. Тянь Тин Гун (天庭宫)- «Дворец Небесного двора».
7. Далее на один цунь кзади Цзи Чжэнь Гун (極眞宫)- «Дворец Предельной истины».
8. Сюань Дань Гун (玄丹宫)- «Дворец Сокровенной киновари».
9. Завершает ряд Тай Хуан Гун (太皇宫)- «Дворец Великого владыки».
Здесь необходимо сделать некоторые замечания. Согласно списку «Разъясняющего трактата Желтого двора» вместо «Дворца Киноварного поля» употребляется термин Ни Вань Гун (泥丸宫)- «Дворец Нирваны», что является примером проникновения буддийских терминов в даосскую психо-соматическую терминологию. Заметим также, что для фонетической передачи санскритского термина нирвана использовалось созвучное китайское Ни Вань, что дословно означает «комок грязи», «глиняный шарик». Таким образом Ни Вань Гун можно переводить и как «Дворец Грязного кома» и как «Дворец Нирваны». Согласно описанию «Дворец Светлого зала» находится на один цунь кзади от межбровья (glabella)- (7,12). Попробуем провести анатомо-топографический анализ «дворцов».
Пять нижних «Дворцов» спереди назад:
1. Мин Тан Гун- «Дворец Светлого зала».
На то, что этот дворец связан со зрением указывает иероглиф Мин (明)- «свет». В свою очередь иероглиф Мин является сочетанием иероглифов Жи (日)- Солнце (слева) и Юэ (月)- Луна (справа). В даосской соматической карте Солнце символизирует левый глаз, Луна символизирует правый глаз. Таким образом, в иероглифе Мин осуществляется внутреннее (сквозное) видение, а не зеркальное (портретное) отражение (рефлексия), когда стороны меняются местами. Место где соединяется Солнце (слева) и Луна (справа), иначе говоря левый и правый зрительные нервы- это может быть только зрительный перекрест (chiasma optici)- (12). Является ли Тан (堂)- «зал» в этом случае гипофизом? В композиции иероглифа Тан- «зал» единственное место, контактирующее с окружающей средой это «отдушина в северной стене» Сян (向) (ворота гипофиза?, infundibulum?) и к тому же в основе знака лежит иероглиф Ту (土)- «почва», что может указывать, в согласии с китайской теорией, на эндокринно-метаболическую функцию. Учитывая, что текст, локализующий Мин Тан Гун, указывает на отстояние в один цунь от межбровья, следует включить в территорию «дворца» петушиный гребень (crista galli)- место прикрепления серпа мозга (falx cerebri) и обонятельные луковицы (bulbus olfactorius).
2. Дун Фан Гун- «Дворец Пещерных покоев».
Зрительные бугры- таламус (thalamus), что дословно переводится с латинского как «спальня, покои» (и даже «брачное ложе», отсюда thalami expers- «не вступивший в брак», «девственный»)- (11). Отметим, что иероглиф Фан (房) имеет тот же смысл! Иероглиф Дун (洞)- «пещера, грот» наводит нас на мысль об «омываемой скрытой камере» (грот), что, в рассматриваемой анатомической области, естественно ассоциируется с желудочками мозга. В данном случае ими могут быть только левый и правый (боковые) желудочки мозга. Любопытно отметить в связи с этим, что в иероглифе Фан использован компонент «калитка, одностворчатая дверь» Ху (户), в отличии от «двустворчатых ворот»- Мэнь (門). Таким образом, можно предположить наличие сдвоенных «Пещерных покоев». Это подтверждается «Трактатом разъясняющим интерьер Желтого двора»- Хуан Тин Нэй Цзин Цзин, где, между прочим, сообщается следующее: «достигается пурпура Пещерных покоев (через) створки ворот Духа» (洞房紫極靈門户). Известно, что хориоидные сплетения (plexus chorioideus) в боковых желудочках имеют фиолетовый (пурпурный) оттенок!
Согласно этому же сочинению «дворец» состоит из трех частей- левой, правой и центральной. Каждая часть «оберегает»- Шоу (守) соответствующий «дух»- Шэнь (神): левая (левый желудочек)- «оберегает процветание» Жун (榮), правая- «оберегает оборону» Вэй (衛), центральная «оберегает возвышенную таинственность высшей истины» Гао Сюань Шан Чжэнь (高玄上眞). Между боковыми желудочками действительно имеется сообщение посредством межжелудочкового отверстия Монро (foramen Monroi)- (12). Таким образом, межжелудочковое отверстие и третий желудочек следует отождествить со средней частью «Дворца Пещерных покоев».
Что касается, «процветания» Жун и «обороны» Вэй, то здесь мы сталкиваемся с двумя противоположными видами флюктуатов организма, которые циркулируют по системе «сосудов» и «меридианов» и известны практикующим акупунктуру как «питающая» (процветающая) и «защитная» (оборонительная) энергии. Энергию «обороны»- можно рассматривать как иммунную так, как главная задача ее «оборонять» организм от вредоносной энергии и укреплять «границы» (систему меридианов). Энергию «процветания» следовало бы, в этом случае, отождествлять с вегетативной (растительная жизнь); но не только, так как часто в древних текстах вместо иероглифа Жун (榮)- «процветание» используется иероглиф со схожей композицией Ин- «штаб» (營), отсюда контролирующая метаболизм функция (нейровегетативная «энергия»). Отметим попутно, что оба термина имеют отношение к военно-стратегической лексике (иммунная система). Возвращаясь к предыдущему пункту, «Дворец Светлого зала» в этом случае объединяет гипоталямо-гипофизарную систему.
3. Дань Тянь Гун- «Дворец Киноварного поля» или Ни Вань Гун- «Дворец Грязного кома»
Находится на один цунь кзади от предыдущего «дворца» и таким образом топически соответствует эпифизу или шишковидной железе (corpus pineale)- (12), которую еще Рене Декарт считал «седалищем души», а мы добавим, что она склонна к кальцификации («грязный ком»), связана с долгожительством, а внешне, действительно имеет красно-бурый («киноварный») оттенок! Любопытен, в связи с этим фрагмент из сочинения Лин Цзянь Цзы (靈劍子)- «Учитель духовного меча»: «огонь сердцевины солнца дает росу, вода лунной влаги дает дождь, следуя совместно к Северу Кань (坎), возвращаются во дворец энергии моря почек Цзы (子) и Хай (亥), энергия сердца направляется в Цзи, вверх проникает во Дворец Грязного кома» (日心之火为云津,月湿之水为云雨,相随北坎而行归子亥腎海氣宫,向己心之氣上通泥丸宫).
Следует учесть, что под «росой» и «дождем» имеются ввиду «соки тела», например слюнных желез (эндокриния и экзокриния), а «почки» в китайской медицине- это и надпочечники (адреналин), и половые железы (половые гормоны), к тому же Север в организме это урогенитальная сфера (Инь). Сердце (Ян)- это не только собственно сердце, но и «эмоциональный ум» и головной мозг. Направление в Цзи (己)- в картографии это направление на юго-запад (т.е. в организме это голова, точнее в правую часть головы- правое полушарие)-(12) и в то же время в сердцевину центра (в центр мозга). Не идет ли здесь речь помимо нейрокринно-эндокринной функции в частности и об эндорфинной системе, «факторах позной асимметрии» циркулирующих в ликворе- биохимическая асимметрия мозга. Вещества, вырабатываемые на одной стороне тела необязательно тропны к другой стороне (химическая асимметрия органов)!
4. Люй Чжу Гун- «Дворец Плавающей жемчужины».
Далее на один цунь от «Дворца Киноварного поля» (шишковидная железа) находится пластинка четверохолмия (corpora quadrigemina) и Сильвиев водопровод (aquaeductus Silvii).
5. Юй Ди Гун- «Дворец Яшмового императора». Четвертый желудочек (ventriculus quartus) и его дно- ромбовидная ямка (fossa romboidea). В «Трактате разъясняющем интерьер Желтого двора» в главе «Сердцевина Неба» по поводу «Яшмового императора» находим следующее:
靈宅既清玉帝游- «Жилище Духа постольку чисто (прозрачно), поскольку Яшмовый император (беззаботно) купается (в волнах)».
Мы рискнем перефразировать- ликвор настолько динамичен, насколько венозный отток неограничен.
Четыре верхних дворца спереди назад:
1. Тянь Тин Гун- «Дворец Небесного двора».
Находится выше от «Дворца Светлого зала» на один цунь. В «Трактате, разъясняющем интерьер Желтого двора» по поводу «Небесного двора» приводится следующая фраза: 天庭地闗列斧斤, что переводится так: «Небесный двор по сравнению с Земным рассечен топором вдоль». Эта впечатляющая фраза становится вполне понятной, если вспомнить, что межполушарное пространство разделено мембраной твердой мозговой оболочки, которая называется «серп (топор) мозга» (falx cerebri). Таким образом «Дворец Небесного двора»- это ничто иное, как полушария мозга, во всяком случае, их парасагиттальная поверхность и сам серп мозга. В этом случае «Земной двор» (брюшная полость) «рассечен» поперек сальниковой системой!
2. Цзи Чжэнь Гун- «Дворец Постижения истины».
3. Сюань Дань Гун- «Дворец Сокровенной киновари».
4. Тай Хуан Гун- «Дворец Великого владыки».
Что касается последних трех «дворцов» сведения о них обрывочны и пока не удается идентифицировать их с конкретной анатомической областью. Можно лишь предположить, что они локализуются в задней черепной ямке под наметом мозжечка (tentorium cerebelli) и/или имеют отношение к венозным синусам этого региона.
В конце этого небольшого обзора мы должны задать себе вопрос- каким иным, не анатомическим способом, китайским медикам могли быть известны детали строения такой сложной структуры как головной мозг? Мы вынуждены признать, что древние исследователи пользовались иной методологией науки. Учитывая распространенность индивидуальных психофизических технологий, с чего мы начинали данный обзор, и особо отметив выше цели которые преследовали ученые-даосы, единственно возможным ответом может быть только то, что «лаборатория» древнего алхимика находилась в любой ситуации так сказать «под рукой»- это был живой функционирующий организм самого адепта.
Таким образом, в процессе «внутренней алхимии» субъект и объект действия имели удобный повод для слияния.Сведения о строении и функционировании организма являлись продуктом ознакомления с собственным организмом, точнее с флюктуирующими жидкостями (гомеорез) и системой периодического изменения натяжения тканей (гистерезис), а внутренний взор (визуализация) позволял исследовать любые «тайные места» в организме. Концентрация сознания- практики типа Шоу И- «Хранение Единого», техники типа Дао Инь- «Направленное натяжение» позволяют перераспределить упругие силы в тканях, а дренажные процедуры типа Си Суй могут перераспределять давление ликвора в полостях снаружи и внутри головного и спинного мозга, а также влиять на кровообращение мозга- это своего рода краниосакральная техника изнутри.
Артур Ахметсафин
Основная литература:
1. Ахметсафин А.Н. «О связи звукоряда со строением человека (на примере китайского звукоряда Люй Люй)»- тезисы доклада к 4-му научно-практическому семинару «Искусство, наука, техника- пути сопряжения». Уфа, 1989.
2. 黄帝内經素問1980. Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэнь (Трактат Желтого Императора о внутреннем. Простые вопросы- Глава 12).
3. 黄帝内經靈樞1980. Хуан Ди Нэй Цзин Лин Щу (Трактат Желтого Императора о внутреннем. Ось духа- Глава 78).
4. 史記。司馬迁。Сыма цянь. Ши цзи (Исторические записки)- том IV, глава 24.
5. 漢語大字典1992. Хань Юй Да Цзы Дянь (Большой словарь иероглифов китайского языка).
6. 說文解字1997. Шо Вэнь Цзе Цзы (Толкование графем составляющих иероглифы).
7. 黄庭内景經1989. Хуан Тин Нэй Цзин Цзин (Трактат, разъясняющий интерьер Желтого двора).
8. 中國氣功辞典1988. Чжун Го Ци Гун Цы Дянь (Толковый словарь китайского Ци гун).
9. Фасмер Макс «Этимологический словарь русского языка» (в четырех томах), СПб., 1996.
10. Митчелл Р.С. «Названия минералов» (перевод с англ.), М., Мир, 1982.
11. Дворецкий И.Х. «Латинско-русский словарь», М., Русский язык, 1986.
12. Привес М.Г. «Анатомия человека», М., Медицина, 1974.
13. Максимов И. «Фониатрия» (перевод с болгарского), М. Медицина, 1987.
14. В.А.Илюхина, В.Б.Бокариус, Ю.К.Матвеев, О.М.Румянцева. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверхмедленных физиологических процессов. // Физиология человека. -1994 - Т. 20, N 4.
15. Б.В.Гладков. Теоретические и экспериментальные исследования шкалы натурального музыкального звукоряда. Научный доклад по опубликованным работам, представленный на соискание ученой степени кандидата технических наук. 1995.
16. “Craniosacral Therapy” by J.Upledger & J.Vredevoogd- Eastland Press, Seatle-1983.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) В частности, в Японии Боддхидхарму называют Дарума. Боддхидхарма особое внимание уделял созерцанию центра тяжести тела и во время медитации садился в особую позу, принятие которой позволяло максимально опустить этот центр вниз. Говорят также, что однажды он просидел в этой позе девять лет, созерцая стену «…и ноги его отсохли». В связи с этим в Японии детскую игрушку-«неваляшку» называют Дарумой. В Россию эта игрушка попала в XIX веке из Японии и стала знаменитой «Ванькой-встанькой» благодаря адмиралу С.О.Макарову, служившему тогда на Тихоокеанском флоте.
(2) Любопытно отметить этимологию слова «мозг», которую дает Макс Фасмер- (9): «… родственно др.-прусскому muzgeno- «костный мозг»… . Сюда же, далее, относится др.-индийское majjan-, majja- «костный мозг», авестийское mazga- то же…, связи с литовским mazgoti «мыть», др.-индийским majjati «погружаться»…». В связи с этим можно предположить, что термин Си Суй является переводом санскритского термина, т.к. «костный мозг» и «мыть» восходят к одному корню.
(3) Существующий в западной номенклатуре термин «меридиан толстой кишки» не отражает смысл классического термина Шоу Ян Мин Да Чан Цзин (手陽明大腸經).
(4) Мы наблюдали случай острого нарушения мозгового кровообращения у девочки 15 лет после наложения «брекет-системы» с максимальным натяжением на верхний зубной ряд. В анамнезе отмечалось наличие перинатальной посттравматической энцефалопатии с гипертензионно-гидроцефалическим синдромом (признаки перенесенной тяжелой родовой травмы). При инструментальном исследовании помимо очагов в глубинных структурах головного мозга, были обнаружены признаки выраженной внутричерепной гипертензии, внутрижелудочковой гидроцефалии и нарушения венозного оттока. С точки зрения краниосакральной терапии данная ортодонтическая процедура была противопоказана, т.к. «брекет-система» привела к ограничению механики верхнечелюстных костей и, следовательно, сфенобазилярного комплекса, свода черепа и дисторзии оболочек головного мозга. Инсульт развился у пациентки на 2-й день после ортодонтического вмешательства.
(5) Строго говоря исходное значение иероглифа Ци (氣)- «пар, воздух», а не «энергия». Отсюда много заблуждений. Такой авторитетный древний словарь как Шо Вэнь Цзе Цзы (6) утверждает, что более древним вариантом иероглифа Ци (氣)- «пища из риса» является иероглиф имеющий в основе ту же графему и такое же чтение- Ци (气)- «пар», «воздух». Однако, в старых словарях приводятся некоторые разнописи иероглифа Ци (氣), которые позволяют проследить связь с иероглифом Ци имеющим несколько иную композицию -(炁). Этимология этого знака связана с пламенем «огня» (внизу 灬) и «глотанием» (наверху «глотать пищу большими кусками» 既, а вовсе не «отсутствием» У 无 как утверждают некоторые современные «мастера» Ци гун). Это подкрепляется некоторыми авторитетными древними источниками. Так, согласно «Юй пянь», иероглиф 炁 (а именно он чаще подразумевается в практике Ци гун)- это более древний вариант иероглифа 氣 («газ» и «рис»). Таким образом, значение иероглифа восходит к понятию «глотать огонь». См.подробнее (5, 6, 8).
(6) Попутно отметим, что иероглиф «контролировать» Ду (督) в древнем исполнении представляет собой композицию знаков «глаз» Му (目)-снизу и «сбор фасоли» Шу (叔)-сверху, что часто ставит толкователей иероглифа в тупик. Однако в более древнем варианте знак «сбор фасоли» Шу (叔) записывался как «человек обвитый змеей (три раза)» (5). Не является ли это указанием на феномен известный в традиции йоги как «змеиная сила» Кундалини? В этом случае основной компонент иероглифа «контролировать» Му (目) является «третьим глазом».
(7) Следует отметить, что в старых сочинениях описывается 27 «отверстий» (3 раза по 9), т.е. тем самым подчеркивается Ян-свойство «Контролирующего сосуда» в отличии от «Сосуда зачатия»- 24 «отверстия» (4 раза по 6), т.е. это Инь-сосуд. 28-е «отверстие»- это позднее добавление. Числовая символика в высшей степени характерна для китайской медицинской теории. Более детальную топографию читатель может найти в соответствующих акупунктурных атласах.
(8) Скорость проведения звука в живой кости достигает 3500 и, даже 4500 м/сек, т.е. в 10 раз быстрее, чем в воздухе (340 м/сек). В практике Си Суй Цзин особое внимание уделяется поколачиванию костей ладонью, пальцами, кулаками и различными предметами (стальным прутом, бамбуковой палкой, мешочками с крупой и т.д.), различным видам хождения и притопывания по песку, камню, дереву сопровождаемым различными типами «тихого» и «озвученного» дыхания, выкриками и т.п. Посредством такого рода «упражнений» закаляется костная система, миофасциальный аппарат и внутренние органы. Специалисты такого рода могут разрушать так сказать «голыми руками» предметы, прочностные свойства которых, во много раз превосходят прочность костно-суставного аппарата. Удар кувалдой по голове такого рода «специалиста» вызывает податливую деформацию черепа, без каких либо патологических последствий, что зафиксировано было неоднократно видеосъемкой. Очевидно, также, что в Си Суй Цзин, как и в ряде других подобных техник, применяется феномен акустического резонанса. Первые научные публикации по прямому и обратному пьезоэффекту в костях относятся к 1957 году (работы японского исследователя Fukuda).
(9) Даосы- последователи Дао (Пути). Латинизированный эквивалент Taoism происходит от первых миссионеров-иезуитов в Китае. Русский термин происходит от первых православных миссионеров. Самоназвание служителей даосских монастырей- Дао Ши (дословно «Служители Пути»)- отсюда русское даосы.
(10) «Дворцы»- это жилища духа- Шэнь Лин. Любопытно отметить, что в современном китайском языке нерв- это «нить духа» (Шэнь Цзин).
(11) В даосских практиках слово Дань (丹)-«киноварь» является одним из ключевых, собственно это основной ингредиент «алхимии». С химической точки зрения это сульфид ртути (Hg2S). Таким образом, киноварь (красная) при нагревании разлагается на ртуть (серебристый жидкий металл) и серу (желтое кристаллическое вещество), что естественно, по представлениям древних, ставило киноварь в ряд веществ имеющих мистические свойства. При дальнейшем нагревании реагентов (на воздухе) можно было получить невидимый газ, имеющий токсическое удушающее действие (сернистый газ) и пары ртути (не менее токсичные), которые были причиной смерти многих алхимиков прошлого. Киноварь- минерал красно-бурого цвета (отсюда у художников «киноварный» пигмент). Русское «киноварь» от ср.-латинского cinnabaris. Происхождение термина можно проследить до персидского слова, очевидно означающего «кровь дракона»-(10). Любопытно, что в традиционной китайской науке Фэн Шуй (風水) и геологии киноварь имеет отношение к «драконовым (кровеносным) сосудам и тигриным костям»- Лун Май Ху Гу (龍脉虎骨). Любопытно также и то, что в Китае киноварь воспринималась как субстанция имеющая непосредственное отношение к геологическому циклу веществ (в конечном итоге киноварь превращается в золото). Это обстоятельство стало основой алхимических представлений. Историки науки в Китае (прежде всего Дж. Нидэм) считают, что европейская алхимия восходит к арабско-персидской (а, возможно к индийской), которая, в свою очередь, восходит к древнекитайскому «киноварному искусству».
(12) Заметим, также, что в иероглифе «путь» Дао (道) правый компонент «голова» Шоу (首) в древнем исполнении имеет примечательную деталь, которую обычно комментаторы упускают из виду. В своде черепа (в правом верхнем углу иероглифа) имеется отверстие, комментируемое обыкновенно как «родничок». В китайской картографии (и соответственно в каллиграфии) Юг наверху (Север снизу), справа Запад (слева Восток), т.е. зритель видит иероглиф как бы насквозь (отсутствие принципа зеркальности и наличие прозрачности). Указанный «родничок» (отверстие на своде черепа) находится, таким образом, на юго-западе. Не является ли это указанием на «таинственный проход» Сюань Гуань (玄關)?